DigitalVoice Статьи

Новый закон о рекламе - чек-лист 2022

Маркировка интернет-рекламы

Что произошло!?

Появилось 2 новых правила для интернет-рекламы:
  • маркировать контент пометкой “реклама” и указывать на рекламодателя или его сайт;
  • передавать в государственный реестр через специального посредника данные о рекламной кампании: про всех  участников, креатив, показы, стоимость и пр.

Исключения
По закону их практически нет.

Требования не распространяются на:
  • социальную рекламу в интернете;
  • теле- и радио-программы, которые транслируются в интернете без изменений относительно оригинала

Нужно маркировать, но при этом не передавать в государственный реестр информацию о:
  • рассылках по электронной почте и в мессенджерах по базе своих пользователей 

Кто должен передавать информацию
Все, кто участвуют в цепочке распространения рекламы. 

– Рекламодатель (тот, кто заказал рекламу)
– Рекламораспространитель (тот, кто разместил рекламу)
– Оператор рекламной сети (владелец сети, через которую идет реклама)

Некоторые рекламодатели в силу закона могут переложить обязанность по передаче данных через рекламораспространителя.

Большинство рекламодателей планируют переложить обязанность передавать данные на своих исполнителей – рекламные агентства. 


Кому это выгодно
  • Государство в лице антимонопольных органов, налоговой службы и Роскомнадзора видит более точную картину о рынке интернет-рекламы
  • Рекламодатели могут увидеть, какие посредники участвовали в размещение и сколько им заплатили, а также данные от первоисточника о количестве показов
  • Посредники, которые передают информацию в реестр (операторы рекламных данных, ОРД), зарабатывают на этом 

Контакты операторов рекламных данных (ОРД)
Именно через ОРД передают информацию в Реестр. Всего их 7.
Официально они получат статус не ранее октября месяца, но данные через них можно и нужно передавать уже сейчас. 

Нам удалось найти следующие данные, по которым можно связаться с ОРД:

Яндекс: ya-ord-ask@yandex-team.ru 
VK: support_target@corp.my.com
ОЗОН-ОРД: info@ord.ozon.ru
ОРД-А (Амбердата): Денис Вельнаненко, моб. +7 999 671 21 79, 
“Медиаскаут” (МТС): vladislav.shilov@mts.ru
“Первый ОРД” (Вымпелком): Антон Айвазов, ceo@1ord.ru, моб. 
ОРД Лаборатория разработки (Сбер): info@ord-lab.ru


Ответственность
На текущий момент нет специальной нормы, которая позволила бы Роскомнадзору наказывать нарушителей правил о маркировке рекламы.

Антимонопольные органы уже сейчас вправе применять ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, которая предусматривает штраф от 100 до 500 т.р.
Статья может быть применена только к рекламораспространителям и только за нарушение нормы п.16 ст.18.1 Закона о рекламе – а именно, когда в материале нет пометки “реклама” и указания на рекламодателя.

Другой ответственности нет. Ходили разговоры, что налоговые органы могут не “зачесть” расходы или НДС, если речь идет о рекламных услугах, которые не были занесены в ОРД.

Что делать
  1. Проговорить с юристом, что может попасть под понятие интернет-реклама, а что может таковым не быть.
  2. В отношении того, что не является интернет-рекламой: убрать из всех документов, релизов, ком.предложений и пр. слово “реклама” и больше не использовать такую терминологию.
  3. В отношении того, что является интернет-рекламой:
  • внести изменения в договоры с контрагентами;
  • выбрать и зарегистрироваться в ОРД;
  • подавать информацию согласно новым правилам.

Отслеживать официальные разъяснения и практику, которая неизбежно скоро появится.