Но тренд столкнулся с реальностью – нехваткой ресурсов. Наша отрасль, несмотря на всю диджитализированность, очень и очень ресурсоёмкая – пока мы не умеем собирать и доставлять заказы роботами (или умеем, но не все и чуть-чуть).
Все это приведет к усилению конкуренции среди брендов на фоне растущей стоимости маркетинга и скудности маркетинговых инструментов. Маркетплейсы продолжать схватку между собой за лучшую цену, чем в значительной степени, продолжат прогибать цены на рынке.
В 2024 самыми заметными трендами для рынка глобального e-commerce, как мне кажется, станут расцвет инструментов социальной коммерции на всех без исключения рынках (долгое время развитие этой индустрии было ограничено только Китаем) и более активное вовлечение в трансграничную торговлю крупных национальных игроков (причём, как брендов, так и локальных маркетплейсов).
Приятно наблюдать за нашими стартапами, которые активно развивают проекты в этом году. Им немного мешали крупные иностранные игроки, которые освободили рынок и обеспечили условия для развития Российского бизнеса силами наших программистов. Думаю, что в новом году мы увидим активный рост перехода на отечественные решения.
Заметно перераспределение активности ритейла в соцсетях. Бросившиеся было в VK многие из них, разочаровались в канале, и сейчас самый значительный рост активности – в Telegram. Хотя на некоторых рынках запрещённая соцсеть, популярная у женской аудитории, постепенно возвращает свои позиции, что также возвращает туда и бизнес.
При этом есть ощущение, что реактивный рост маркетплейсов закончился. Устанавливается некий баланс и начинается реальная конкуренция между маркетплейсами. Хотя большинство производителей всё еще не понимает, как жить и развивать бренд в условиях маркетплейсов, а ритейлеры всё еще “идут на убой”, размещая там свои товары.
Подорожание стоимости доставки станет толчком для активного развития технологий автоматизации и роботизации последней мили. Если раньше такие технологии были экзотикой и их тестированием занимался только Яндекс, то теперь появится потребность для реального внедрения таких способов доставки где это позволяет погода и инфраструктура.
В 2023 году начали развиваться инструменты Онлайн продаж. В 2024 году данное направление усилиться. Все кроме тест драйва и выдачи авто постепенно мигрирует в онлайн формат. Наличие подключенных сервисов подтолкнет развитие и кибер безопасности в авто индустрии.
Необходимо помочь клиенту найти оригинальную вещь по приемлемой цене или рассказать ему о замене и взять на себя ответственность за консультацию. Та самая экспертность, о которой так долго уже говорят на всех конференциях - которая должна помогать конкурировать с крупными маркетплейсами, сейчас актуальна как никогда.