Сегодня мы говорим с Коммерческим Директором Сервиса Доставки Dalli - Денисом Смеловым.
Что такое микрофулфилмент и чем интересен этот способ доставки?
Микрофулфилмент в e-commerce используют для удовлетворения спроса потребителей на более быструю доставку в сравнении с классическими способами — на следующий день и далее. По факту, это маленький склад с возможностью размещения товара в непосредственной близости к покупателю. Может быть реализован на базе оффлайн-магазинов, либо через дарксторы.
Какую задачу решает микрофулфилмент?
Во-первых, оптимизация и снижение логистических издержек. В классической доставке путь от продавца до покупателя не дешевый: забор со склада поставщика, доставка на склад курьерской компании, прием и хранение, “последняя миля” (доставка до двери покупателя) и так далее. Затраты на каждом этапе влияют на стоимость доставки. Модель микрофулфилмента подразумевает доставку покупателю напрямую из даркстора или оффлайн-магазина в рамках сильно ограниченной площади.
Во-вторых — ускорение доставки. За счет устранения ряда этапов из процесса увеличивается скорость доставки. Что сильно влияет и на лояльность, и на рост количества и частоты покупок, увеличение среднего чека. Покупателю такой формат взаимодействия очень удобен.
Какие категории брендов, компаний пользуются услугой микрофулфилмента?
Мы предлагаем гиперлокальную доставку, когда отгрузка заказа/товара покупателю происходит напрямую со склада (или полки) ближайшего к покупателю оффлайн-магазина в радиусе 4-10 км. Это интересно тем ритейлерам, у которых разветвленная сеть оффлай-точек. В нашем случае, это чистый non-food, в основном fashion, электроника, детские товары. Мы не идем в e-pharm, e-grocery, поскольку большой спрос на экспресс у сетевых магазинов, типа “Детского мира” или МТС, где есть товары необходимые здесь, сегодня, сейчас. Либо эмоциональные покупки, выгодные — акции на мобильные телефоны и аксессуары, распродажи детских товаров, которые маме проще заказать, чем идти за ними в магазин самой.
Примеры кейсов? Для кого это актуально?
Кейсы разные, но мы больше рассчитываем на ювелирные изделия, товары быстрого спроса, детские, спортивные товары. Выбор часто обуславливается наличием сети у клиента, о чем я говорил выше. Мы выделяем курьеров на каждую точку, чтобы они стабильно были заняты доставкой заказов вокруг конкретного оффлайн-магазина.
Качественное взаимодействие происходит с уже существующей сетью магазинов, из которых можно доставлять заказы.
Как работают курьеры, есть ли отличия?
Курьеры пешие, вело- и автокурьеры — зависит от объема, количества и кучности заказов в рамках одного полигона. У нас преимущественно пешие курьеры, которые закреплены за конкретной оффлайн-точкой, и, чаще всего, без микса других клиентов.
Наша модель не подразумевает вольнонаемных курьеров, которые просто свободно перемещаются по городу, берут рандомные заказы и вывозят их.
Как проявляется результативность? В чем ценность?
Основная ценность, которую отмечаем мы и клиенты — гарантия наличия курьера возле магазина. Нет случая, чтобы его не было. Другой вопрос, что нужно иметь страховочный персонал, если кто-то не смог выйти на маршрут. Это как аренда курьера на целый день для конкретного магазина.
То есть в текущем варианте работает именно так: выделяется определенный курьер и в течение всей смены находится возле одного магазина.
Но курьеров в доставке хватает, их же очень много?
Есть зоны, в которых курьеры действительно любят работать и регулярно туда выходят. Но почему наша модель существует? Клиенту нужны гарантии.
Крупные ритейлеры с собственной службой экспресс-доставки опираются на свой стаф, но в периоды высокого спроса, распродаж всем нужна помощь. И если курьеров не хватает, то их не хватает везде.
Почему ритейлерам не нанять собственных курьеров?
Это дорого и сложно. Нужна большая экспертиза. Иногда дешевле, эффективнее и проще переложить эти функции на стороннего доставщика.
Основной бенефит того, что владеешь собственной службой доставки — полный контроль над процессом, показателями и стафом. Через службы доставки не всегда есть возможность делать интеграции, промо, получать фидбэки от клиентов. Практически у любого крупного ритейлера есть своя доставка. Но даже они в высокий сезон подстраховываются и имеют пул аутсорс-доставщиков.
Курьер в 2023-2024 году — это новый вид маркетинга, новая контактная поверхность с клиентом!
При подключении ритейлера, какие самые частые сложности, с которыми встречаетесь?
Самое сложное – это насыщение логистики стабильным количеством заказов, либо, наоборот, перебор по количеству заказов и недостаток курьеров. Второе — вопрос какую выбрать единую интегрированную систему управления заказами. Далее процессы, KPI, как отслеживать и распределять, настроить IT. При этом, цена всегда в приоритете, чтобы доставка не была в минус.
Наша интеграция не подразумевает серьезных сложностей, заказ создается типичным способом с назначением. Но бывают особенности клиента, когда есть собственная процедура оформления, акцепта, оплаты, возврата.
Третье — постоянно растущая цена и дефицит стафа. При этом, очевидно, что курьерская доставка в развитии еще не достигла максимума. Удовлетворять потребности и управлять минимальной стоимостью заказов будет сложнее.
Какие сложности могут возникать у самих ритейлеров?
Не у всех есть интегрированная система: настройка стартового создания заказа, назначение курьера и так далее. Поэтому оформление занимает дополнительное время. Единая розница, к примеру, если мы говорим про магазины, из которых можно забирать заказы — не всегда быстро получает заказ на сборку.
Как отличаются метрики от стандартной доставки с крупного фулфилмента или склада?
Первое, что просится, очень важный KPI — это срок назначения и исполнения заказа. С остальными пунктами можно как-то посчитаться, но доминирующим KPI здесь будет скорость подбора, прихода, забора, отъезда, получения заказа, доставка и возврат.
Остальное более-менее вторично, тем более на высоком конкурентном рынке. То есть, основная проблема – это невыходы, это медленное исполнение, нерасторопность и так далее.
Будущее логистики в микрофулфилменте?
Мы движемся к все большей рациональности, соответственно, более эффективно будем использовать действующие площади, поскольку больших площадей внутри Москвы практически не осталось.
В торговых центрах дарксторы размещать нельзя. Соответственно, определенная категория товаров консолидирована и будет доставляться только из маленьких магазинов и дарксторов. Магазины с огромным ассортиментом будут делать это с больших складов на периферии.
Поэтому Россия в 2025 году будет страной ПВЗ (пункт вывоза заказа) потому что это эффективнее. Количество покупаемых через дарксторы товаров при доставке до ПВЗ будет расти.
Премиальные товары все равно будут доставляться дверь в дверь — склад-дверь, точнее. В любом случае, мы будем иметь либо крупные сети при доставке из магазинов, либо опорные магазины, где можно сделать сборку с большим ассортиментом относительно дарксторов, либо это инвестиционная история, но риски все равно большие, так как нагрузка на бренд.
Важно отметить, что мы говорим именно про быструю доставку, потому что само открытие офлайн-точек важно для развития бизнеса — это и маркетинг, и доверие к бренду.
Определенно, если строишь большой бренд, розница необходима, иначе будешь проигрывать тому, у кого эта розница есть — по маркетингу, по представленности и так далее.
Спрашивал у “Детского мира” феномен, как они так быстро развились. Не все помнят, что у них в десятых годах не все было радостно, как сейчас. Они проделали колоссальную работу по строению сети, набору персонала и теперь имеют возможность делать что угодно со своей сеткой.
Когда я спрашивал, зачем? Мне просто сказали: ты заметил, куда мы тебе отдаем на доставку заказы? Я говорю, куда? Туда, где есть уже хотя бы один магазин, хоть одна точка — есть поле для развития.
Что такое микрофулфилмент и чем интересен этот способ доставки?
Микрофулфилмент в e-commerce используют для удовлетворения спроса потребителей на более быструю доставку в сравнении с классическими способами — на следующий день и далее. По факту, это маленький склад с возможностью размещения товара в непосредственной близости к покупателю. Может быть реализован на базе оффлайн-магазинов, либо через дарксторы.
Какую задачу решает микрофулфилмент?
Во-первых, оптимизация и снижение логистических издержек. В классической доставке путь от продавца до покупателя не дешевый: забор со склада поставщика, доставка на склад курьерской компании, прием и хранение, “последняя миля” (доставка до двери покупателя) и так далее. Затраты на каждом этапе влияют на стоимость доставки. Модель микрофулфилмента подразумевает доставку покупателю напрямую из даркстора или оффлайн-магазина в рамках сильно ограниченной площади.
Во-вторых — ускорение доставки. За счет устранения ряда этапов из процесса увеличивается скорость доставки. Что сильно влияет и на лояльность, и на рост количества и частоты покупок, увеличение среднего чека. Покупателю такой формат взаимодействия очень удобен.
Какие категории брендов, компаний пользуются услугой микрофулфилмента?
Мы предлагаем гиперлокальную доставку, когда отгрузка заказа/товара покупателю происходит напрямую со склада (или полки) ближайшего к покупателю оффлайн-магазина в радиусе 4-10 км. Это интересно тем ритейлерам, у которых разветвленная сеть оффлай-точек. В нашем случае, это чистый non-food, в основном fashion, электроника, детские товары. Мы не идем в e-pharm, e-grocery, поскольку большой спрос на экспресс у сетевых магазинов, типа “Детского мира” или МТС, где есть товары необходимые здесь, сегодня, сейчас. Либо эмоциональные покупки, выгодные — акции на мобильные телефоны и аксессуары, распродажи детских товаров, которые маме проще заказать, чем идти за ними в магазин самой.
Примеры кейсов? Для кого это актуально?
Кейсы разные, но мы больше рассчитываем на ювелирные изделия, товары быстрого спроса, детские, спортивные товары. Выбор часто обуславливается наличием сети у клиента, о чем я говорил выше. Мы выделяем курьеров на каждую точку, чтобы они стабильно были заняты доставкой заказов вокруг конкретного оффлайн-магазина.
Качественное взаимодействие происходит с уже существующей сетью магазинов, из которых можно доставлять заказы.
Как работают курьеры, есть ли отличия?
Курьеры пешие, вело- и автокурьеры — зависит от объема, количества и кучности заказов в рамках одного полигона. У нас преимущественно пешие курьеры, которые закреплены за конкретной оффлайн-точкой, и, чаще всего, без микса других клиентов.
Наша модель не подразумевает вольнонаемных курьеров, которые просто свободно перемещаются по городу, берут рандомные заказы и вывозят их.
Как проявляется результативность? В чем ценность?
Основная ценность, которую отмечаем мы и клиенты — гарантия наличия курьера возле магазина. Нет случая, чтобы его не было. Другой вопрос, что нужно иметь страховочный персонал, если кто-то не смог выйти на маршрут. Это как аренда курьера на целый день для конкретного магазина.
То есть в текущем варианте работает именно так: выделяется определенный курьер и в течение всей смены находится возле одного магазина.
Но курьеров в доставке хватает, их же очень много?
Есть зоны, в которых курьеры действительно любят работать и регулярно туда выходят. Но почему наша модель существует? Клиенту нужны гарантии.
Крупные ритейлеры с собственной службой экспресс-доставки опираются на свой стаф, но в периоды высокого спроса, распродаж всем нужна помощь. И если курьеров не хватает, то их не хватает везде.
Почему ритейлерам не нанять собственных курьеров?
Это дорого и сложно. Нужна большая экспертиза. Иногда дешевле, эффективнее и проще переложить эти функции на стороннего доставщика.
Основной бенефит того, что владеешь собственной службой доставки — полный контроль над процессом, показателями и стафом. Через службы доставки не всегда есть возможность делать интеграции, промо, получать фидбэки от клиентов. Практически у любого крупного ритейлера есть своя доставка. Но даже они в высокий сезон подстраховываются и имеют пул аутсорс-доставщиков.
Курьер в 2023-2024 году — это новый вид маркетинга, новая контактная поверхность с клиентом!
При подключении ритейлера, какие самые частые сложности, с которыми встречаетесь?
Самое сложное – это насыщение логистики стабильным количеством заказов, либо, наоборот, перебор по количеству заказов и недостаток курьеров. Второе — вопрос какую выбрать единую интегрированную систему управления заказами. Далее процессы, KPI, как отслеживать и распределять, настроить IT. При этом, цена всегда в приоритете, чтобы доставка не была в минус.
Наша интеграция не подразумевает серьезных сложностей, заказ создается типичным способом с назначением. Но бывают особенности клиента, когда есть собственная процедура оформления, акцепта, оплаты, возврата.
Третье — постоянно растущая цена и дефицит стафа. При этом, очевидно, что курьерская доставка в развитии еще не достигла максимума. Удовлетворять потребности и управлять минимальной стоимостью заказов будет сложнее.
Какие сложности могут возникать у самих ритейлеров?
Не у всех есть интегрированная система: настройка стартового создания заказа, назначение курьера и так далее. Поэтому оформление занимает дополнительное время. Единая розница, к примеру, если мы говорим про магазины, из которых можно забирать заказы — не всегда быстро получает заказ на сборку.
Как отличаются метрики от стандартной доставки с крупного фулфилмента или склада?
Первое, что просится, очень важный KPI — это срок назначения и исполнения заказа. С остальными пунктами можно как-то посчитаться, но доминирующим KPI здесь будет скорость подбора, прихода, забора, отъезда, получения заказа, доставка и возврат.
Остальное более-менее вторично, тем более на высоком конкурентном рынке. То есть, основная проблема – это невыходы, это медленное исполнение, нерасторопность и так далее.
Будущее логистики в микрофулфилменте?
Мы движемся к все большей рациональности, соответственно, более эффективно будем использовать действующие площади, поскольку больших площадей внутри Москвы практически не осталось.
В торговых центрах дарксторы размещать нельзя. Соответственно, определенная категория товаров консолидирована и будет доставляться только из маленьких магазинов и дарксторов. Магазины с огромным ассортиментом будут делать это с больших складов на периферии.
Поэтому Россия в 2025 году будет страной ПВЗ (пункт вывоза заказа) потому что это эффективнее. Количество покупаемых через дарксторы товаров при доставке до ПВЗ будет расти.
Премиальные товары все равно будут доставляться дверь в дверь — склад-дверь, точнее. В любом случае, мы будем иметь либо крупные сети при доставке из магазинов, либо опорные магазины, где можно сделать сборку с большим ассортиментом относительно дарксторов, либо это инвестиционная история, но риски все равно большие, так как нагрузка на бренд.
Важно отметить, что мы говорим именно про быструю доставку, потому что само открытие офлайн-точек важно для развития бизнеса — это и маркетинг, и доверие к бренду.
Определенно, если строишь большой бренд, розница необходима, иначе будешь проигрывать тому, у кого эта розница есть — по маркетингу, по представленности и так далее.
Спрашивал у “Детского мира” феномен, как они так быстро развились. Не все помнят, что у них в десятых годах не все было радостно, как сейчас. Они проделали колоссальную работу по строению сети, набору персонала и теперь имеют возможность делать что угодно со своей сеткой.
Когда я спрашивал, зачем? Мне просто сказали: ты заметил, куда мы тебе отдаем на доставку заказы? Я говорю, куда? Туда, где есть уже хотя бы один магазин, хоть одна точка — есть поле для развития.